top of page
Поиск
  • Фото автораЕлена Боровская

Результаты научно-технической деятельности как объекты коммерциализации

Обновлено: 12 июл. 2022 г.


Боровская Е.А.

Белорусский государственный университет,

пр. Независимости,4 Минск, Республика Беларусь, 220030


В статье анализируется экономико-правовой механизм распределения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности (НТД), нацеленный на стимулирование освоения полученных результатов в практической деятельности. Задачей исследования является необходимость рассмотреть процесс коммерциализации результатов НТД, исходя из основных концептуальных положений экономики права и теории прав собственности. Выявлены проблемы действующего механизма коммерциализации, которые не позволяют ему выполнять стимулирующую функцию. Определены меры, принятие которых будет способствовать усилению заинтересованности исполнителей научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в практическом освоении полученных результатов.

Ключевые слова: результаты научно-технической деятельности, объекты интеллектуальной собственности, коммерциализация результатов научно-технической деятельности, экономико-правовой механизм, безвозмездная передача результатов.


В настоящее время государственная научно-техническая политика главным требованием выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ выдвигает практическое использование получаемых результатов. Данное требование не затрагивает теоретических научных исследований, которые выполняются в рамках программ фундаментальных исследований.

Сама по себе установка на получение практического результата понятна и справедлива. Однако в системе мер, направленных на реализацию данной политической установки, присутствуют недоработки, начиная с применяемой терминологии и заканчивая экономико-правовым механизмом, носящим анти-стимулирующий характер. Очевидно, что авторы концепции, провозглашенной Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» [1], не добрались до сути регулируемых ими явлений, а остановились на традиционной установке «не можете дать результат, верните деньги», что уже не ново и, как показала все та же самая практика, не приводит к развитию науки. В итоге после почти десятилетнего марша по научно-технической сфере Беларуси данная политика по-прежнему пробуксовывает и не приносит желаемых результатов.

Назрела необходимость изменения некоторых подходов в формировании экономико-правового механизма регулирования отношений в сфере науки и научно-технической деятельности. Чтобы понять, как именно нужно изменить подходы к формированию данной политики, необходимо раскрыть содержание применяемых терминов, специфику их трактовки в разных условиях использования, раскрыть сущность механизмов, которые могут привести к стимулированию, определить их ключевые элементы и принципы их работы. И тогда, возможно, станет понятно, как именно необходимо изменить нормы одного из основополагающих для научной сферы документа.

Объектом настоящего исследования является экономико-правовой механизм использования результатов научно-технической деятельности (далее – НТД), полученных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансируемых за счет государственных средств.

Обобщающей теоретической платформой исследования являются экономика права и теория прав собственности, существующие в рамках неоинституциональной экономической теории.

Экономика права акцентирует внимание на установлении взаимосвязи между правовыми нормами и экономическими процессами, которые эти нормы регулируют; выявляет степень влияния обеих сторон процесса друг на друга с позиции рационального поведения и рационального использования ограниченных ресурсов, предоставленных в распоряжение участникам рассматриваемого процесса. В условиях настоящего исследования участниками процесса коммерциализации результатов НТД являются государство в лице государственных органов управления – заказчиков работ и организации-исполнители, а также организации, способные освоить новые технологии и наладить выпуск новой продукции, организацию новых услуг.

Рациональное использование ресурсов предполагает не столько безоговорочное получение результатов, приносящих прибыль, сколько предоставление ресурсов (в том числе и финансовых ресурсов) тем организациям, которые способны за счет выделенных им средств добиться наибольшего результата. Рациональное поведение предполагает не установление жестких мер, после применения которых мысль ученых перестает работать, а разработку такой политики, которая придаст ученым желания работать над еще более сложными проблемами. Административное и психологическое напряжение и рационализм поведения приводят к противоположным последствиям.

Теория прав собственности изучает поведенческие отношения между субъектами процесса создания и использования различных благ, в том числе и нематериальных, к которым относятся результаты НТД. Отношения регулируются правовыми нормами, которые устанавливают правила поведения субъектов этих отношений. Если право собственности на материальные блага можно охарактеризовать триадой прав, которая закреплена юридически: права владения, пользования и распоряжения, и можно однозначно установить правообладателя, то в отношении интеллектуального продукта права собственности определены не так однозначно, поскольку в силу разной сущностной и правовой природы объектов, объединенных под общим названием «результаты интеллектуальной деятельности», существуют разные режимы правовой охраны и, следовательно, разные способы функционирования объектов в экономическом обороте.

Грамотное применение механизма распределения прав между участниками научно-технического процесса, стимулирующее наиболее эффективное использование получаемых результатов – задача нормотворческой деятельности, которую необходимо реализовать в программном документе, каким является Указ Президента.

Экономико-правовой механизм распределения прав на результаты НТД, которые относятся к ОИС, включает:

  • определение правообладателя, то есть той стороны отношений, которая будет принимать решения о возможных способах использования результатов и о возможности (необходимости) заключения сделок с объектами интеллектуальной собственности (далее – ОИС);

  • определение содержания распределяемых (передаваемых) прав при наличии нескольких правообладателей, а также определение условий, при которых возможно наличие нескольких правообладателей;

  • определение стоимости передаваемых прав на ОИС при совершении сделок;

  • обеспечение контроля за соблюдением прав получающей стороной;

  • определение направлений использования средств, получаемых от реализации прав на ОИС.

Механизм направлен на стимулирование процессов привлечения внебюджетных средств для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ путем распределения прав на результаты НТД между различными организациями, а также на распространение получаемых результатов посредством предоставления лицензий.

Для того, чтобы механизм выполнял свою стимулирующую функцию, необходимо, чтобы все организации, участвующие в процессе выполнения работ и/или освоения полученных результатов, имели возможность приобрести права на долю вложенных средств, не зависимо от того, являются эти средства финансовыми, материальными или интеллектуальными. Данная норма присутствует в «Положении о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» (п.10): «Обладателем (обладателями) имущественных прав на результаты НТД в договорах на выполнение НИОКТР определяются:

  • государственный заказчик и (или) исполнитель (головная организация-исполнитель), являющийся подчиненной государственному заказчику (входящей в его состав, систему) организацией, - на результаты НТД, связанные с интересами национальной безопасности Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами;

  • государственный заказчик или исполнитель (головная организация-исполнитель) совместно с лицом, затратившим собственные средства на создание результатов НТД, - на результаты НТД, финансирование которых предусматривалось частично за счет средств, не являющихся государственными.

Лицо, затратившее собственные средства на создание результатов НТД, имеет преимущественное право на возмездное приобретение части имущественных прав на данные результаты НТД, обладателем которых является государственный заказчик или исполнитель (головная организация-исполнитель)» [2].

Можно констатировать, что на начальном этапе процесса коммерциализации выдерживается принцип стимулирования участников в части распределения имущественных прав на результаты, подлежащие коммерциализации: заинтересованы исполнители работ, поскольку приобретают возможность использовать в дальнейшем то, что сами создали; заинтересованы предприятия, вкладывающие собственные средства в разработку и освоение результатов, поскольку им предоставляются права на сумму вложенных средств; заинтересовано государство в лице государственных заказчиков, поскольку передает ответственность за коммерциализацию тем организациям, которые заинтересованы в их эффективном использовании.

Следующим шагом на пути стимулирования процесса коммерциализации является возможность безвозмездной передачи прав на результаты работ для дальнейшего распространения в целях их использования (п.16): «Государственный заказчик - обладатель имущественных прав на результаты НТД может безвозмездно передавать имущественные права на данные результаты или предоставлять право на их использование резидентам Республики Беларусь при условии последующей коммерциализации подлежащих обязательной коммерциализации результатов НТД в установленный государственным заказчиком срок.

Безвозмездная передача имущественных прав на результаты НТД резидентам Республики Беларусь, не являющимся государственными организациями, осуществляется государственным заказчиком - обладателем имущественных прав на результаты НТД по согласованию с Комитетом государственной безопасности» [2].

Продолжением данного механизма является возможность дальнейшей безвозмездной передачи прав другим лицам (п.19): «Исполнители (головные организации-исполнители) – обладатели имущественных прав на результаты НТД согласно договорам на выполнение НИОКТР могут безвозмездно предоставлять право на их использование (передавать документированную научно-техническую информацию):

  • лицам, выступающим соисполнителями по указанным договорам (предусматривать такое право соисполнителей в договорах на выполнение НИОКТР между исполнителем и соисполнителем);

  • резидентам Республики Беларусь по согласованию с государственным заказчиком при условии коммерциализации подлежащих обязательной коммерциализации результатов НТД» [2].

Государство понимает, что выкупить такие дорогие объекты белорусские научные организации не могут, поэтому дает возможность получить их бесплатно. Правда, с условием коммерциализации переданных результатов. Содержание процесса коммерциализации говорит о том, что от передачи результатов НТД государство ждет получение реальных доходов: либо выручку от реализации продукции, либо лицензионные платежи, либо платежи за передачу сведений, составляющих секреты производства, либо выручку от продажи документированной научно-технической информации.

Безусловно безвозмездное распространение результатов НТД способствует активизации процесса освоения научных достижений в производстве и тем самым выполняет социальную функцию повышения общего технического уровня товаров и услуг. Учитывая, что сфера научно-технической деятельности относится к одной из самых затратных и высоко рисковых сфер человеческой деятельности, такой подход, безусловно, оправдан и должен принести свои положительные результаты в виде активизации деятельности. Однако пока этот процесс протекает не очень активно. Отчасти это объясняется тем, что научно-техническая деятельность инертна, на ее развитие нужны не то, что годы – десятилетия; отчасти тем, что принятый механизм коммерциализации имеет две противоположные направленности: одну стимулирующую, а другую сдерживающую.

Разрешив организациям-исполнителям, соисполнителям, любым резидентам Республики Беларусь безвозмездно получать права на результаты НТД с условием их дальнейшей коммерциализации, государство тем самым способствует ускорению процесса освоения результатов в производстве – только осваивайте, давайте новую высокотехнологичную продукцию, давайте новые производства, новые современные предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Однако освоение результатов НТД участниками процесса коммерциализации посредством налаживания нового производства – не самый простой способ распространения полученных результатов. Уже давно человечество выработало механизм быстрого, эффективного и доходного способа донесения результатов науки до пользователей – систему передачи права использования ОИС (то есть систему лицензионного распространения интеллектуального продукта). Но почему-то именно на пути этого, весьма цивилизованного механизма поставили заслон (п.21): «Денежные средства, полученные резидентами Республики Беларусь – обладателями имущественных прав на результаты НТД в соответствии с пунктами 16 и 17 настоящего Положения от возмездной передачи имущественных прав (предоставления права на использование) на данные результаты, подлежат в месячный срок перечислению в доходы соответствующих бюджетов (фондов) в размере государственных средств, затраченных на их создание, пропорционально доле полученных прав» [2].

Когда речь идет о возврате средств в бюджет госорганами, которые являются государственными заказчиками работ, то логика понятна – госорганы не должны выступать предпринимателями и зарабатывать деньги, они являются лишь посредниками между государством и предпринимательским сектором, использующим результаты науки. Однако среди государственных заказчиков есть концерны, объединения, НАН Беларуси, которые имеют возможность и обязанность осуществлять коммерческие операции, зачем же их ограничивать в возможностях? Более того, сами госзаказчики коммерциализацией не занимаются, они передают эту почетную миссию исполнителям, поэтому данная норма практически не действует.

Итак, изложенный механизм выглядит следующим образом: госзаказчики передают права на результаты исполнителям безвозмездно, разрешая при этом дальнейшее возмездное распространение результатов НТД при условии, что часть доходов от реализации прав (уступка или передача права использования) в размере вложенных бюджетных средств будет возвращена в бюджет.

Если это экономический механизм, то продвижению чего он способствует? Доходы, полученные от передачи прав на результаты, возвращаются в бюджет. А зачем давали? Чтобы забрать назад? Логика такая: стимулируется использование результатов через организацию производства новых товаров и услуг, а продвижение ограничивается. То есть государство не заинтересовано в том, чтобы результаты белорусской науки распространялись в мире? Странная логика. Анти-стимулирующая.

Как объясняют свою позицию разработчики данного механизма, государство должно что-то получить от вложения средств. И чем больше оно получит, тем лучше.

Так механизм чего был предложен: стимулирования процесса использования результатов НТД или наращивания бюджетных средств за счет вложения их в науку? Оригинальная предпринимательская деятельность государства. А оно между тем должно выполнять социальную функцию, которая заключается в том, что, финансируя науку, государство обеспечивает появление новых знаний и развитие производства на основе их использования.

Чтобы Беларусь стала страной науки мирового масштаба, разрабатываемые ее учеными технологии должны появиться на всех континентах. А это можно сделать, стимулируя, а не останавливая лицензионное распространение результатов НТД.


2019 г.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ


1. О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 06.02.2013. – 1/14056.

2. Положение о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 28.11.2016 N 431), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59.


64 просмотра0 комментариев

Comments


Пост: Blog2_Post
bottom of page